Экология VS Маркетинг: кто кого?
Миллениалы помнят то время, когда товары с зелеными этикетками и приставками эко-, био- можно было найти только в специализированных магазинах. Тренд на зеленую метку стремительно развивался, и сегодня экологическая ответственность бизнеса скорее норма, чем приятное исключение из правил. Вопрос в том, как отличить искусственный маркетинговый ход от реальной заботы об экологии? Рассмотрим на примере мебельной индустрии.
Согласно экорейтингу мебели и напольных покрытий Гуд Вуд, компании с эко-названием часто являются наименее экологически ответственными. Проанализировав потребительское поведение с 2013 по 2018 гг., Нью-Йоркский университет пришел к выводу, что просто наличие в линейке бренда эко-товаров формирует положительный имидж компании и повышает спрос на весь ассортимент. Не удивительно, что производители эксплуатируют зеленый тренд ради поддержания и роста продаж. Как убедиться в экологичности мебели, а значит, в ее безопасности, рассказывает Ирина Кравцова руководитель службы качества мебельной компании Ангстрем.
Среди потребителей бытует мнение, что экологичной можно считать только мебель из натурального массива дерева. Это не совсем так, хотя отчасти верно: натуральное дерево является экологически-чистым материалом, но безопасность готового изделия зависит еще и от клея, которым скрепляются детали. Если при склейке элементов деревянной мебели используется клей с основой из поливинилацетата, более известный как ПВА, то мебель можно считать безвредной. Альтернативный, но более прочный вариант промышленный клей без фенола и его оптимальное содержание в готовом изделии. Вообще, все детали, содержащие клеи, должны соответствовать требованиям безопасности смело просите декларацию о соответствии на изделие, которая и подтверждает данный факт. Так же можете поинтересоваться наличием сертификата соответствия ГОСТ Р ISO-9001 он свидетельствует о том, что состояние производства способно обеспечить стабильность характеристик мебели, выпускаемой по нормативной документации.
Но экологичной бывает не только мебель из натурального дерева современное производство позволяет использовать нетоксичные элементы, совершенно безопасные для окружающей среды и потребителя. Например, если у древесных плит различных типов (ДВП, ДСП) указан класс эмиссии Е1, то свободного формальдегида они выделяют столько же, сколько массив натуральной древесины. Безопасность производства требует дополнительных финансовых вложений, поэтому чаще практикуется крупными компаниями, которые осознают свою ответственность и не занимаются гринвошингом.
Следует отметить, что не всегда натуральные материалы являются лучшим решением. Если говорить о тканевой обивке, то органику шелка, льна, бамбука и хлопка часто разбавляют искусственными компонентами, что существенно повышает прочность и износостойкость натуральных тканей. Такой микс безвреден для окружающей среды, не является токсичным и не вызывает аллергии.
В экорейтинге Гуд Вуд есть четкие критерии, по которым определяется экологичность: легальность происхождения древесины и отсутствие редких видов, безопасность для здоровья и наличие у компании экологической политики. Если у производителя есть премия Гуд Вуд, значит, он попал в класс, А+ или А (10 и 21% соответственно от общей доли исследуемых компаний). Такая продукция является безопасной для потребителя и окружающей среды.
Обсуждая тему экологичного производства в мебельной отрасли, важно упомянуть о такой форме организации технологических процессов, как безотходное производство. При этом способе отходы либо минимальны, либо полностью переработаны во вторичные материальные ресурсы. Учитывая, что Россия занимает далеко не последнее место в мире среди крупнейших ов мусора, такая форма технологического процесса особенно актуальна для нашей страны. По одной позиции рейтинга безотходного производства Россия явно лидирует речь о 80 % доле в области обработки древесины. К настоящему времени ситуация такова, что деревообработка является одним из самых качественных и завершенных процессов, по завершении которого количество отходов стремится к нулю. Например, в производственном комплексе компании Ангстрем в процессе задействована централизованная система аспирации, т.е. вакуумное удаления древесной стружки и пыли от станков, фильтрация и возвращение очищенного воздуха в цеха. По воздухозаборникам стружка и отходы поступают в специальную установку, где проходят через фильтры, осаждаются и поступают в бункер. Чистый воздух поступает в цеха, не успевая остывать. Опилки из бункера используются как твердое топливо для отопления.
Тенденции таковы, что все больше потребителей интересуются экологической политикой компаний, чьими товарами или услугами пользуются на постоянной основе. Это дает реальный шанс, что экологичность будет рассматриваться не как маркетинговая фикция, но как самостоятельный бизнес-процесс, направленный на долгосрочное развитие и закрепление позиций на рынке. Лояльность аудитории дорогого стоит, а современный потребитель уже перестал верить зеленым меткам и повсеместно интересуется составом и способами производства того или иного товара.
Руководитель службы качества
мебельной компании Ангстрем
Ирина Кравцова
Фото мебели — goprof.ru